Портфолио учителя черчения и технологии

Чирвы Елены Григорьевны

Арктическая гимназия, п. Тикси

 

Авторские программы

  Рабочая программа
по курсу черчения 7-8 класса
Пояснительная записка
 Основные положения. Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач. Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и

динамических пространственных представлений учащихся.Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды

творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа:

понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным.

Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.

Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру.
Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
      Цели и задачи курса. Целью обучения черчению является приобщение школьников к графической культуре, а также формирование и развитие мышления школьников и творческого потенциала личности, развитие ключевых компетенций.
      Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
 — формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости

проекций, о способах построения изображений на  чертежах (эскизах), а  также способах построения

прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
— научить школьников читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;                                                                                                    — развивать статические и  динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по  проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

- развивать графическую культуру; 
— научить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
— формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
     Курс черчения 7 класса содержит 70 часов. Он состоит из следующих разделов:
- Предмет изучения. Правила оформления чертежей – 12 часов.
- Метод проекций – 10 часов.
- Основные геометрические построения – 4 часа.
- Наглядные изображения в параллельных проекциях – 32 часа.
- Проектная деятельность – 6 часов.
- Решение занимательных задач – 3 часа.
- Итоговый урок – 1 час.
- Резерв времени – 2 часа.
В результате изучения курса учащиеся иметь представление о форме предметов и геометрических тел, их составе, структуре, размерах форме, положении и ориентации в пространстве).
Учащиеся должны знать:
- методы графического отображения геометрической информации о предмете;
- способы построения проекций на проекционных плоскостях;
- способы построения аксонометрических проекций;
- способы выполнения технического рисунка и выявления объема;
- информационные возможности рабочего чертежа (совокупность информации,
  отображаемой на чертеже и необходимой для изготовления изделий);
- изображения на чертежах (виды);
- правила оформления чертежей, простановки размеров;
- последовательность выполнения чертежа детали;
- знать содержание проектной деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- правильно пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять геометрические построения (деление окружности на равные части,
  сопряжения);
- наблюдать и анализировать форму предметов (с натуры и по графическим
  изображениям);
- читать и выполнять проекционные изображения, развертки и рабочие чертежи
  геометрических тел, моделей деталей;
- отображать форму изделия, выбирая необходимое количество изображений;
- оформлять чертеж в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД;
- осуществлять преобразование простой геометрической формы предмета,
  изменять положение и ориентацию в пространстве, отображать указанные
  преобразования на чертеже;
- осуществлять элементарные операции, применяемые в конструировании, для
  решения графических и практических задач на изменение объектов по заданным
  условиям;
- осуществлять проектную деятельность.
 
Курс черчения 8  класса содержит 35 часов. Он содержит следующие разделы:
- Повторение основных разделов курса 7 класса – 4 часа.
- Сечения и разрезы – 9 часов.
- Определение необходимого и достаточного количества изображений – 2 часа.
- Сборочные чертежи – 10 часов.
- Строительные чертежи – 2 часа.
- Схемы, диаграммы, гистограммы – 2 часа.
- Проектная деятельность – 5 часов.
Учащиеся должны иметь представления:
- об изделиях; о деталях и их конструктивных элементах;
- о сборочных единицах; о деталировании;
- о взаимодействии составных частей сборочной единицы;
- о видах соединения деталей в изделии;
- о чертежах различного назначения (строительные, машиностроительные);
- о схемах, диаграммах и диаграммах.
Учащиеся должны знать:
- изображения чертежа (сечения и разрезы), различия между ними, обозначения;
- условное изображение и обозначение резьбы;
- виды соединений и их графическое отображение на чертежах;
- условности и упрощения, применяемые при отображении сборочных единиц;
- последовательность чтения и деталирования сборочных чертежей;
- различные виды графической документации;
- информационные возможности чертежей общего вида;
- правила оформления чертежей общего вида;
- особенности строительных чертежей и способы их выполнения.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять чертежи деталей, используя сечения и разрезы;
- отображать форму изделия, выбирая необходимое количество изображений
  (видов, разрезов, сечений);
- анализировать форму изделия и деталей, составляющих сборочную единицу;
- выполнять, читать и деталировать чертежи общего вида;
- читать и выполнять строительные чертежи;
- строить схемы, диаграммы, гистограммы с помощью компьютерных программ;
- оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД;
- осуществлять проектную деятельность.
Количество графических работ в курсе 7 класса – 10, 8 класса – 8.


                              

   

Рабочая программа
факультативного  курса
по черчению  7-9 класса

Пояснительная записка

Содержание курса факультатива является составной частью учебно-воспитательного процесса.

Углубленное изучение черчения способствует формированию основ графической грамотности, умений составлять и читать чертежнографическую документацию, способствует политехнической и профессиональной подготовке школьников. Чтение и выполнение чертежей деталей и сборочных единиц, их анализ создают предпосылки для развития у школьников склонности к изучению техники. Содержание курса предполагает расширение предметной области, рассмотрение ее с точки зрения основ графического отображения информации, получаемой в процессе изучения трехмерных объектов, созданных человеком. В связи с этим факультатив по черчению – это дисциплина, изучающая: графический язык

общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи хранения геометрической, технической и другой информации об объектах; правила чтения различных видов графической документации; правила выполнения чертежей; элементы компьютерной графики системы AutoCAD.
Целью обучения  является приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения ручных и машинных способов передачи графической информации.
Цель обучения конкретизируется в основных задачах:
- изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью методов и способов отображения ее на плоскости и правил считывания;
- формирование умений выполнять чертежи, освоение правил чтения чертежей;
- развитие логического и пространственного мышления, статических, динамических и пространственных представлений;
- развитие конструкторской смекалки, раскрытие творческого потенциала и формирование умений преобразовывать форму предметов, изменять их положение в пространстве;
- изучение способов выполнения элементарных графических работ с помощью компьютерной графики системы AutoCAD.
Курс содержит следующие разделы:
- Элементы начертательной геометрии – 6 часов.
- Пересечение геометрических тел – 6 часов.
- Основные метрические задачи – 6 часов.
- Приложение графических методов – 5 часов.
- Основы компьютерной графики – 7 часов.
- Проектная деятельность – 4 часа.
- Итоговый урок – 1 час.

К концу изучения курса факультатива учащиеся должны иметь представление:
- о форме предметов и геометрических тел (состав, структура, размеры) а также об их положении и ориентации в пространстве;
- о комплексном чертеже;
- о выполнении построения простых чертежей в системе AutoCAD.
Учащиеся должны знать:
- способы графического отображения графической информации о предмете;
- метод ортогонального проецирования на одну, две, три плоскости проекции;
- способы построения проекций;
- способы построения плоской и объемной детали в системе AutoCAD;
- способы построения чертежей, содержащих пересечение поверхностей тел;
- основные методы решения задач с усложненным условием;
- этапы проекционной деятельности и способы поиска информации.
Учащиеся должны уметь:
- рационально пользоваться чертежными инструментами;
- выполнять геометрические построения ручным и машинным способом (плоская деталь, трехмерный

объект);
- выполнять аксонометрические проекции усложненных деталей;
-осуществлять преобразование простой геометрической формы, изменять положение и ориентацию объекта

в пространстве, отображать перечисленные преобразования на бумаге и в системе AutoCAD;
- применять графические методы при решении математических и физических задач;
- осуществлять проектную деятельность с использованием компьютерных программ.

 

                                     Календарно-тематическое планирование

                                         черчение 7 класс (70 часов)   

 

скачать архив

 

Резерв времени – 2 часа

 

 

                              Календарно-тематическое планирование                                    по черчению 8 класс (35 часов)

 

 

скачать документ

                Итого:    35 часов

 

 

                       Календарно-тематическое планирование

                                 факультатив 7-9 класс

 скачать документ

 

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

 Пояснительная записка

                                                             ( 10 – 11 классы )

Программа данного курса способствует более глубокому изучению раздела «Строительные чертежи» из курса средней общеобразовательной школы, который дает только ознакомительные сведения о строительном черчении. В процессе обучения школа ориентирует учащихся на будущую трудовую деятельность. Необходимо отметить, что черчение тесно связано с техникой, со сферой материального производства, а также со многими отраслями народного хозяйства. Однако многие разделы стандартной программы по черчению недостаточно отображены. К примеру, на изучение строительных чертежей по действующей программе отводится всего 2 часа, да и те посвящены только их чтению. На изучение указанного материала необходимо, как минимум, 10-12 часов учебного времени, включая и сведения о профессиях сварщика, строителя, монтажника, проектировщика и др. Курс «Архитектура и дизайн» рассчитан на 34 часа.

Цели и задачи данного курса следующие:

- ознакомление с основными архитектурными стилями, господствующими в различное время;

- углубленное изучение архитектурно-строительного черчения;

- ознакомление с инженерно-строительными чертежами;

- изучение основ топографического черчения;

- формирование умения построения теней;

- изучение нового вида проецирования- перспективы и способов выполнения чертежей зданий в           

   перспективе;

 -обучение построению чертежей строительных сооружений, создавать индивидуальные проекты - обучение  построению планов, разрезов и фасадов зданий;

- ознакомление с пакетом документаций, необходимым при выполнении строительства объекта;

- формирование умения чтения и составления топографических карт;

- расширение знаний об условных знаках, обозначающих строительные материалы, коммуникации, строения, населенные пункты, инженерно- строительные объекты, растительность и рельеф местности;

- развитие познавательных интересов учащихся;

- формирование у учащихся необходимые представления о специфических особенностях строительных и топографических чертежей;

- ознакомление с понятием стиль и дизайн;

- формирование навыков работы над эскизом архитектурного объекта в его взаимосвязи с природным ландшафтом;

 - формирование навыков проектной деятельности.

В процессе обучения учащиеся должны:

- иметь представление об основных архитектурных стилях;

- знать особенности и правила выполнения архитектурно-строительных чертежей;

- уметь читать инженерно-строительные чертежи;

- уметь разбираться в конструктивных элементах зданий;

- знать стадии проектирования строительства;

- знать основной пакет строительной документации;

- уметь разбираться в строительной документации;

- уметь составлять генеральный план строительства в упрощенном виде;

- знать масштабы, применяемые на строительных чертежах;

- уметь определять действительные размеры;

- уметь пользоваться стандартными условными обозначениями;

- уметь выполнять чертежи фасадов вертикальных разрезов и планов этажей зданий;

- уметь читать и составлять топографические карты;

- уметь определять по условным изображениям растительность местности ( леса, луга и др ), а также сооружения  (дороги, мосты, поселки );

- уметь определять характер рельефа местности;

- уметь составить проект жилого здания (усадьбы дачного домика) и прилегающих построек;

- уметь изобразить на чертеже здание в перспективе с тенями;

- уметь, используя масштаб, определять расстояние между какими-либо объектами;

- знать  основы работы дизайнера, способы и приемы дизайнерской деятельности;

- уметь применять дизайнерские идеи в работе над проектом;

- уметь изображать фасады зданий различных стилей;

- знать основные этапы работы над проектом;

- уметь находить необходимую информацию и пользоваться ею.

Курс имеет профориентационную направленность обучения, развивает у учащихся гражданскую позицию, повышает самооценку, учит владеть основными видами публичных выступлений, отстаивать и обосновывать свое мнение, сотрудничать с другими участниками учебного процесса, выполнять различные проекты, имеющие социальную значимость. Содержание материала курса формирует такие качества, как упорство в достижении цели, трудолюбие, коммуникабельность, самостоятельность, изобретательность, компромиссность, ответственность за выполняемую работу, художественный и эстетический вкус.

Курс имеет следующие разделы:

I  - Архитектура и исторические направления – 4 часа

II - Строительные чертежи                                – 8 часов

III -Строительная документация                       – 3 часа

IV – Архитектурный дизайн                                -7 часов

 V -  Проектная деятельность                              -11часов

По окончании изучения курса учащиеся должны уметь разбираться в архитектурных стилях, уметь выполнять несложные проекты дачных домиков, преобразовывать интерьер жилого помещения в соответствии с современными тенденциями, уметь определять экономическую целесообразность выполнения проекта.

 

 

 

            Календарно – тематическое планирование (34 часа)

скачать документ полностью 

 

 

 

 

 

                                                          ПРОГРАММА
                                                                      « Черчение »
                                                                           9 класс
                                                              Пояснительная записка


Программа по курсу "Черчение" 9 класса является составной частью учебно – воспитательного процесса, технического образования учащихся. Учебный материал предусматривает более углубленное изучение основных разделов
курса «Черчение» 7-8 класса, изучение основ начертательной геометрии и технического черчения.
Курс содержит – 35 часов
Цели и задачи курса:
-систематизация представлений о форме предметов, способах отображений ее методами проецирования;
-ознакомление учащихся с более широким кругом практических приложений теории построения изображений;
-повышения  уровня общей графической подготовки; формирование умений анализировать форму детали;
-развитие пространственного и конструкторского мышления, статических, динамических представлений;
-расширение технической компетентности и общего кругозора, совершенствование технической культуры и  грамотности; формирование умений в вычерчивании технических деталей;
 -формирование осознанных мотивов в выборе будущих профессий;
-знакомство учащихся с производственной деятельностью и техническим творчеством;
-знакомство с основами начертательной геометрии; расширение знаний о значении начертательной геометрии в практической деятельности людей, о связи начертательной геометрии с другими предметами;
-развитие образной памяти, аналитического мышления, конструкторской смекалки;
-подготовка учащихся к грамотному решению стереометрических задач графическими методами;
-изучение способов преобразования изображений, приемов конструирования и моделирования
  В процессе обучения учащиеся должны знать и уметь:
- знать о способах отображения формы средствами технической графики;
- овладеть основами начертательной геометрии;
- знать способы преобразования комплексного чертежа;
- знать способы определения формы и действительных размеров фигур: способ вращения и совмещения плоскостей, способ перемены плоскостей;
- знать способы основных соединений на техническом чертеже;
- уметь читать и выполнять чертежи технических деталей, представляющих собой сочетание геометрических форм;
- уметь изображать фигуры, полученные сечением плоскостью, их проекции и развертки;
- уметь находить и изображать на чертежах линии пересечения различных геометрических тел;
- уметь выполнять технические рисунки деталей с учетом графических требований;
- знать техническую терминологию; способы соединения технических деталей;
- уметь работать с технической документацией, справочной и учебной литературой;
- уметь глубоко анализировать формы технических деталей, вычерчивать линии пересечения;
- уметь грамотно читать и выполнять технические чертежи, пользоваться государственными стадартами;
- уметь применять знания при решении геометрических и физических задач;   
- уметь пользоваться способом вспомогательных сфер при построении линий пересечения поверхностей. 
  Наиболее эффективными методами работы с учащимися при изучении данного курса являются тренировочные, практические и графические работы, содержание которых должно быть направлено на поиск и самостоятельный выбор способа отображения задуманного или измененного объекта, творческий подход к решению любого задания, культуру выполнения работы, использование рациональных приемов проектной и графической деятельности.             Программа содержит разделы:
              Повторение.       – 2 часа
1. Новые виды проецирования – 2 часа
    Изучение способа преобразования проекции – способа вращения и способа совмещения,

определение действительной формы фигуры и ее размеры.
2. Способ перемены плоскостей – 2 часа
Изучить новый вид преобразований проекций, способ перемены плоскостей. Решение задач по

определению действительного вида и размера плоской фигуры.
3. Сечение геометрических тел плоскостями – 8 час.
Повторение сведений о сечениях, правилах их выполнения. Изучение способов пересечения плоскостями

геометрических тел: призмы, цилиндра, пирамиды, конуса, шара. Изучение построения проекций сечений,

разверток усеченных фигур; выполнение чертежей фигур сечений в натуральную величину, выполнение

проекций усеченных геометрических тел и их полных разверток боковой поверхности с основанием и

фигурой сечения.
4. Технические детали – 4 часа.
Изучение терминологии наиболее часто встречающихся технических деталей. Анализ геометрической

формы деталей. Выполнение комплексных чертежей и технических рисунков деталей, имеющих вырезы,

выемки, отверстия. Выполнение графических работ на основе изучения сочетаний геометрических тел, как составных элементов технических деталей.
5. Взаимное пресечение поверхностей геометрических тел – 8 часов
Изучение построений проекций точек пересечения (точек встречи) прямой линии с поверхностями

различных геометрических тел. Понятие о линиях пересечения и перехода и правилах их изображения и

построения. Построение линий пересечения  геометрических тел: цилиндра и призмы; двухцилиндровых

поверхностей; призмы и пирамиды; цилиндра и конуса; поверхностей тора и цилиндра, сферы и цилиндра.

Построение линий пересечения плоскостей способом вспомогательных сфер. Выполнение графических

работ по вычерчиванию проекций пересекающихся тел и определению линии их пересечения. Изучение

пересечений тора и цилиндра, поверхностей сферы и цилиндра. Выполнение технических рисунков

деталей.
6. Сечение полых моделей -  2 часа.
7. Подведение итогов – 1 час
8. Проектная деятельность – 6 часов

В результате изучения курса учащиеся должны овладеть основами начертательной геометрии, проекционного, технического черчения, уметь строить линии пересечения различных поверхностей, строить развертки усеченных

геометрических тел, производить анализ технических Выполнение сечений деталей, имеющих внутренние пустоты, нахождение линии среза деталей с помощью вспомогательных секущих плоскостей.деталей машин, знать принцип работы механизмов, выполнять чертежи технических деталей и механизмов, уметь читать техническую документацию, знать техническую терминологию, уметь выполнять чертежи к задачам по стереометрии на построение сечений, владеть основами проектной работы.

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

      по черчению 9 класс (35 часов)

 

 

скачать документ полностью

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».